
В современных условиях информационно-телекоммуникационные технологии являются крупнейшими, зачастую основными средствами обмена информацией, что при отсутствии должной профилактики неизбежно влечет рост преступлений, связанных с их использованием.
Особого внимания заслуживают так называемые дистанционные мошенничества, совершаемые путем звонков потерпевшим от лица представителей банков и сотрудников правоохранительных органов. При этом, граждане, будучи введенными в заблуждение, перечисляют не только имеющиеся у них денежные средства, но и обращаются в банковские учреждения за оформлением кредитов.
Мошенничество в виде хищения денег с банковских карт (кардинг) каждый год эволюционирует, пополняясь новыми схемами и приемами социальной инженерии, т.е. психологическое манипулирование для выполнения необходимых для мошенничества операций или раскрытия конфиденциальной информации.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
На территории города наблюдается увеличение числа преступлений, связанных с хищениями денежных средств с банковских счетов граждан.
Способов обмана много, и они постоянно меняются и совершенствуются.
Самыми распространенными из них являются:
1. «Случай с родственником».
На мобильный телефон поступает звонок, и неизвестный представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что по вине его родственника совершено ДТП с пострадавшими, за что грозит уголовная ответственность. Далее звучит предложение о передаче денег за решение проблем, в том числе за возможность избежать наказания. Деньги просят передать через курьера либо перевести их через платежный терминал.
2. «Служба безопасности банка».
На мобильный телефон поступает звонок, и неизвестный, представляясь сотрудником банка или правоохранительного органа (зачастую они звонят по очереди), сообщает, что с банковской картой пользователя происходит подозрительная активность (заблокирована, взломана, с карты осуществляется перевод денег на другой счет, оформлен кредит). Для того, чтобы устранить проблему необходимо сообщить данные по карте для отмены операции - далее с карты мошенники снимают деньги, или же, чтобы обезопасить имеющиеся на карте средства, предлагают перевести их на «резервный» «безопасный» счет, взять в кредит максимальное количество денег и перевести их туда же. На самом деле перевод осуществляется на счета мошенников.
3. «Необходимо продлить договор».
Под видом операторов сотовой связи мошенники стараются получить доступ к аккаунту пользователя портала «Госуслуги». Они звонят жертве и утверждают, что действующий договор по обслуживанию сим-карты заканчивается и его необходимо продлить. Все можно сделать по телефону, заверяет злоумышленник. (На самом деле договор является бессрочным). Дальше следуют просьбы продиктовать код СМС, перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код, продиктовать паспортные данные или номер СНИЛС. Таким образом, человек предоставляет данные для входа в личный кабинет на портале «Госуслуги» и у мошенников появляется возможность для дальнейшей деятельности.
4. «Программы для удаленного доступа».
Злоумышленники, чтобы получить доступ к онлайн-банкингу, представляясь сотрудниками службы поддержки, распространяют через мессенджеры программы удаленного доступа, маскированные под приложение банка или приложение для поиска вирусов. После этого, как жертва установила такое приложение на телефон, злоумышленник получает доступ к управлению устройством, что позволяет узнать учетные данные для входа в мобильный банк или получить доступ к аккаунту и украсть деньги.
Чтобы не оказаться жертвой мошенников необходимо знать следующее:
- Сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок ее действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них имеются ваши данные.
- Ни при каких обстоятельствах не сообщайте данные вашей банковской карты, а также секретный код на оборотной стороне карты, храните пин-код отдельно от карты, ни в коим случае не пишите пин-код на самой банковской карте.
- Не сообщайте паспортные данные, номер СНИЛС и пин-код третьим лицам.
- Избегайте телефонных разговоров с подозрительными лицами, которые представляются сотрудниками банка, не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку.
- Никогда и никому не сообщайте пароли, и секретные коды, которые приходят вам в смс-сообщении от банка.
- Не осуществляйте переводы денежных средств на незнакомые банковские счета, карты и электронные кошельки.
- Не открывайте ссылки с неизвестных номеров, установите на телефон антивирусную программу.