
Отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок работ, регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44- ФЗ).
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2559, заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, закупка у единственного поставщика происходит в случае, как правило, если заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, и таким образом, риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
Одним из способов определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который включает в себя получение заказчиком информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.
Согласно части 5 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, а также информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Использование иных методов: нормативного, тарифного, проектносметного, затратного, допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (одной из таких площадок является «ЕАТ.РФ “Берёзка”» - единый агрегатор торговли);
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
Таким образом, заказчик при формировании НМЦК должен осознавать, что данные действия направлены на расходование публичных финансов на существенные социально-экономические цели, от каждого заказчика требуется проявление максимальной заботливости и осмотрительности при обосновании НМЦК.
За несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.